Интересно знать

Пайка радиаторов охлаждения автомобилей: медных, алюминиевых, латунных

1 Чем небезопасна неизменная утечка охлаждающей воды

Если потёк радиатор остывания, необходимо непременно знать, что делать либо к каким спецам обращаться для устранения схожей препядствия. Неизменная утечка может привести к нехорошим и даже небезопасным ситуациям:

  • перегрев мотора и предстоящий его выход из строя;
  • изменение конфигурации системы остывания и нарушение целостности материала, который употребляется в качестве прокладки;
  • заклинивание мотора, что повлечёт за собой дорогостоящий и долгий ремонт;
  • тепловые ожоги, которые могут появиться при разрыве трещинкы на радиаторе и вытекании жаркой воды в виде фонтана.

Зачем нужен радиатор и почему небезопасны его протечки разобрались, пора перебегать к главному вопросу — рассмотрению методов устранения протечек и возвращению охлаждающей системе плотности.

к меню ↑

2 Как запаять авто радиатор

Радиаторами именуют огромное семейство устройств, которые, в силу собственной конструкции призваны источать и рассеивать в воздух тепло. Отсюда и заглавие их, созвучное со многими словами в зарубежных языках. К примеру, по-английски «radiate» — источать.

В разных областях современной жизни эти устройства встречаются очень нередко и принцип их работы очень идентичен. Но когда входит разговор о ремонте радиаторов, в большинстве случаев имеет в виду радиаторы системы остывания автомобиля.

к меню ↑

2.1 Устройство агрегата

Необходимо отметить то, что внедрение охлаждающих радиаторов практикуется не только лишь в автомобилях. Эти принципиальные устройства употребляются также и в самых различных устройствах.

Та же система отопления в машине тоже имеет собственный радиатор. Есть радиатор и для кондюка.

Они все делают похожие функции и, невзирая на некие конструктивные сходства, имеют огромное количество различий, как по собственной работе, так и по выполнению.

В автомобиле таковой агрегат в неотклонимом порядке состоит из набора дюралевых трубок, к которым особенным образом прикреплены в большенном количестве тоненькие пластинки, которые содействуют повышению коэффициента теплопотери трубок.

Основное назначение дюралевых трубок в данном случае — это обеспечение протекания охлаждающей воды, нагретой до определенной температуры.

Протекая таким макаром по трубкам, жидкость избавляется от лишнего тепла, которое уходит в атмосферу. Для более действенного остывания радиатор повсевременно обдувается особым вентилятором.

Принципиально ЗНАТЬ: Разработка газовой сварки металлов и труб

Невзирая на то, что это охлаждающее устройство устроено довольно легко и состоит из маленького набора частей, значимость его в работе мотора переоценить тяжело.

Как и хоть какой другой агрегат, авто радиатор имеет свойство временами выходить из строя и обстоятельств тому может быть огромное количество.

Довольно нередко устройство начинает плохо работать ввиду того, что вышло внутреннее засорение медных патрубков либо сердцевины.

Также предпосылкой неисправности может стать его наружное засорение.

Не считая этого, очень нередко радиатор ломается вследствие самых различных механических дефектов, к которым можно отнести возникновение микротрещин в поверхности патрубков, также в местах их крепления к основанию.

Это может стать результатом нехороший пайки, а может носить и другой нрав. В случае если предпосылкой неисправности агрегата стало засорение, то совладать с неувязкой поможет промывка.

При появлении дефектов механического нрава, решать делему придется методом проведения определенных ремонтных работ.

Механические неисправности можно устранить с помощью специального клея, неких хим составов, но в большинстве случаев это делают с помощью пайки.

Пайка универсальных радиаторов автомобиля либо кондюка проводится своими руками довольно легко, при всем этом будет нужно минимум материалов и инструмента.

На видео ниже показано, как выполнить пайку радиатора кондюка без помощи других.

Видео:

к меню ↑

2.2 Особенности пайки

Почти всегда радиатор остывания производится из алюминия, но, кроме дюралевых, пореже попадаются к тому же медные, латунные, а то и пластмассовые модели. Любой из этих материалов специфичен тем, что подразумевает особенности ремонта своими руками, и принципиально верно выбирать стратегию проведения работ в домашних критериях. В этой статье максимум внимания будет уделен алюминию – как более пользующемуся популярностью материалу для производства радиаторов для авто движков и кондюков, но упомянем и другие варианты.

Для алюминия, равно как и для меди, при контакте с кислородом типично образование узкой оксидной пленки на поверхности.

Перед демонтажом необходимо слить из системы жидкость. Снятый радиатор пристально осматривают при неплохом освещении. Если повреждение узреть не удалось, все отверстия затыкают плотными пробками и погружают теплообменник в воду. Выходящая цепочка пузырьков укажет на место утечки. Если прирастить давление, подключив один из патрубков к шлангу компрессора, то найти течь можно будет резвее.

к меню ↑

3.1 Определение течи

Главный признак неисправности радиатора – повышение температуры мотора при эксплуатации автомобиля. Уровень охлаждающей воды миниатюризируется.

Тосол может вытекать не только лишь через пробоины в радиаторе, но этот узел является главной предпосылкой. Большие отверстия просто найти при зрительном осмотре. Через их подтекает тосол.

Если автолюбитель уверен, что предпосылкой утечки охлаждающей воды является радиатор, деталь необходимо демонтировать. За ранее высвобождают систему от тосола. После чего перекрывают все технологические отверстия, не считая 1-го.

Как паять радиатор с внедрением плавня:

  • покоробленный участок прогревают при помощи газовой горелки;
  • на прогретое место наносят узкий слой плавня;
  • пропаивают повреждение с применением оловянно-свинцового припоя с маленький добавкой висмута.

Следует знать, что нельзя прогревать место повреждения сильным огнём от газовой горелки. Это приведёт к тому, что участок просто будет прожжён. Принципиально подобрать тот уровень горения газа, который позволит конкретно прогреть, а не прожечь алюминиевое изделие.

Если газовой горелкой пользуется не специалист, он может не знать, как её верно зажигать. Бывает, что горелку сходу включают на полную мощность. В итоге газ, не успевая воспламенится, резко «проносится» через пламя зажигалки. Горелка зажжётся сходу, если уменьшить её мощность.

Ремонт своими силами

Обычно, после долговременной эксплуатации радиаторы начинают течь. Большая часть людей в таком случае сходу движутся в автосервис, а там просто устанавливают новый элемент в систему остывания. По сути, это уже конструктивные меры.

При наличии определенных познаний, каждый человек сумеет стремительно убрать делему, не обращаясь к экспертам.

Единственное, что пригодится — верно найти поломку, тогда и проблем с тем, как отремонтировать радиатор, не должно появиться.

к меню ↑

5.2 Ремонт различных видов радиаторов

Если сломался медный радиатор, тогда можно просто использовать мощнейший паяльничек.

Дело в том, что агрегат системы остывания обладает высочайшей теплоемкостью, из-за чего тяжело достигнуть высочайшей температуры металла и конкретно припоя.

В таких случаях, поверхность можно разогреть лампой, а позже только приступать к пайке. Вопрос, который интересует многих людей — чем запаять? Идеальнее всего подойдет припой ПОС-60. Он славится тем, что отлично ведет взаимодействие с медью.

Ремонт дюралевых радиаторов тоже имеет некие особенности. Если неувязка появилась с дюралевой трубкой, тогда единственный выход — особый припой, который достаточно нередко употребляют для ремонта радиаторов холодильников.

Сварка тут не поможет, потому что трубка очень узкая. Дыра не заварится, а поплывет. При работе с алюминием можно использовать сварку только в тех случаях, когда повреждены толстые участки.

Не считая всего остального, время от времени употребляют специальную субстанцию, которая закупоривает дырку.

Далековато не все знают, как запаять дюралевый радиатор. Тут нужно владеть особыми способностями. Это гласит о том, что ремонт данного агрегата лучше проводить на станции технического обслуживания.

Выполнение работы без соответственных познаний может привести к тому, что придется не только лишь проводить промывку всей системы остывания, да и брать новый радиатор.

Если есть сильное желание сделать все-же без помощи других данную операцию, тогда можно просто попросить о помощи знающего человека.

к меню ↑

5.3 Паяльничек – половина фуррора

Почти всегда для пайки радиатора нужен мощный паяльничек мощностью более 100 Вт. Но покоробленную трубку полностью можно паять и обыденным 60-ваттным. Почти все находится в зависимости от того, как отлично паяльничек передает свою температуру детали. Это, в свою очередь, обосновано корректностью залуженности нажимала, наличием достаточного количества припоя в месте контакта нажимала с деталью и тем, под каким углом относительно ремонтируемой поверхности вы держите паяльничек.

Не считая электронных, используются также паяльнички, нагреваемые на открытом огне. Принципной различия в их использовании нет, разве что в процессе пайки приходится дополнительно держать под контролем нагрев и остывание рабочей части инструмента.

к меню ↑

5.4 Принцип и технологические особенности процесса пайки

Отличие пайки алюминия заключается в особенностях его хим параметров. При содействии с кислородом на поверхности металла появляется оксидная термоустойчивая пленка. Потому при пайке алюминия употребляются ряд дополнительных операций по удалению оксидной пленки. Удаление пленки содействует крепкому соединению припоя с покоробленной поверхностью.

Перед тем, как запаять медный либо дюралевый радиатор, очищают внутреннюю поверхность устройства от накипи. При помощи железной щетки убирают загрязнения с его внешней поверхности.

Чистка радиатора от накипи

Для удаления накипи употребляют особые чистящие средства. В домашних критериях употребляют раствор лимоновой или уксусной кислоты. Чистящий раствор готовят из расчета на 500 мл воды 1-2 столовые ложки кислоты.

Для чистки от накипи чистящий раствор заливают в радиатор. После нескольких минут ожидания устройство встряхивают и убирают раствор. По мере надобности функцию повторяют пару раз.

Для увеличения чистящего эффекта решетку снаружи подогревают при помощи газовой горелки.

Чистка радиатора от грязищи

Для удаления загрязнений с внешней поверхности употребляют железную щетку. Загрязнения от нефтепродуктов убирают при помощи особых чистящих средств.

После чистки радиатор ополаскивают незапятанной водой и кропотливо высушивают на открытом воздухе. При работе в помещении употребляют обдувку установки струей жаркого воздуха.

Чтоб пользоваться клеем на базе эпоксидки, необходимо приготовить стеклоткань либо плотную ткань. Так как хоть какой из этих материалов необходимо наматывать на радиатор, то внедрение такового клея ограничено. Ведь не каждое место можно просто и плотно обмотать. Для неких вариантов дюралевых радиаторов этот метод вообщем не годится.

Чтоб заклеить отверстия либо трещинкы, нужно:

  1. Разрезать ткань на узенькие длинноватые полосы.
  2. Зачистить место, из которого течет вода. Другими словами удалить всю краску, которая отслоилась, и все частички, которые просто удаляются. Это делают шпателем. Дальше берется щетка с железной щетиной и очищается поверхность. Должен остаться незапятнанный металл. Случается так, что трещинка появилась в месте, где нереально добраться щеткой. В этой ситуации может посодействовать металлический трос. Его просовывают через подходящую часть радиатора и тянут за концы попеременно, очищая подходящий участок. Потом этот участок сушат.
  3. Намазать на обработанный участок клей и обмотать тканью.
  4. Нанести клей на ткань и намотать очередной виток. Так необходимо делать, пока не будет 4-5 витков. На верхний слой ткани клей не наносят.
  5. Зафиксировать стеклоткань, используя хомуты либо проволоку.
  6. Дождаться высыхания клея. Высыхает он от 2 часов до 3 суток. Если температура в помещении составляет 20-25 °С, то он высохнет за 2-3 часа.

Чтоб усилить характеристики клея, к нему можно добавить дюралевую либо бронзовую пудру. Получают такую пудру методом стачивания рашпилем ненадобной дюралевой либо бронзовой детали. Перед внедрением клей с пудрой необходимо отлично перемешать.

Аналогичным образом избавляют трещинкы при помощи цемента. Правда, заместо ткани следует использовать мед бинты. Их необходимо замачивать в растворе и наматывать на радиатор.

Используем «холодную сварку»

Ею очень комфортно заделывать трещинкы и отверстия. Это шпатлевка, которая смотрится как пластилин. Бывает 2-ух видов:

  1. Одноцветной.
  2. Двуцветной.

С первым видом работать проще, так как нужно отрезать подходящий кусочек и размять руками. На руках должны быть перчатки, ведь шпатлевка является химически активной и способна нанести вред коже.

Двуцветную прохладную сварку необходимо соединять до того времени, пока не появится однородный раствор. Во время смешивания он становится липким.

Борьба с дырками при помощи «холодной сварки» проводится так:

  1. Очищают покоробленный участок от грязищи и краски.
  2. Разминают отрезанный кусочек «холодной сварки».
  3. Наносят раствор на дырку и затирают его (это делают железным шпателем). Чтоб шпатлевка не оставалась на шпателе, его необходимо смочить водой.
  4. Если после затирки пробка начинает вылезать (формируется пузырь, который потом лопнет), ее необходимо повторно растереть шпателем. Может быть, это придется делать до полного высыхания «холодной сварки». Высыхает она 5 минут.
  5. Фиксируют пробку хомутом либо резиной.

Также можно заклеить дырку теплостойким герметиком. Но необходимо использовать верный герметик поэтому, что есть кислотные герметики, которые способны разъедать алюминий. Практики рекомендуют брать нейтральные смеси.

к меню ↑

6 Трудности пайки дюралевых радиаторов

Пайка дюралевого радиатора паяльничком осложняется формой самого изделия. Зависимо от того где случилась поломка, место может быт недоступным, владеть поверхностью предрасполагаемой к растеканию металла и т.д.. Осложняется все и высочайшей активностью металла, приводящей к окислам. При разогревании алюминия до подходящей температура очень трудно отследить, как отлично он прогрелся, потому что металл практически не меняет цвет в этой время. Это может привести к переплавлению основного металла.

к меню ↑

6.1 Конструкция дюралевых радиаторов

к меню ↑

6.4 Таблица режимов пайки

У каждого припоя есть своя температура плавления, что принуждает мастера подбирать свои температурные режимы для каждого из их. Тут приведены главные применяемые марки:

Марка

Режим пайки Наибольшие характеристики прочности получаемых швов, кгс/мм2
АМц АМг6 Д20
П-300-А

440° С

11 22

П-425-А

12

20,8

20,8

34А

550° С

9-10

28,8

В-62

510° С

12

23,8

Техника безопасности

Во время пайки необходимо обеспечить неплохую вентиляцию, естественную либо искусственную, чтоб как можно меньше дышать парами металла. Паяльничек и горелка никогда не должны оставаться длительное время включенным, когда не употребляются либо без присмотра. Это может привести к появлению пожара.

к меню ↑

6.5 Демонтаж

Запаять радиатор, не снимая его это из области фантастики. Качество работы будет очень низким. Необходимо разобрать переднюю часть автомобиля, снять бампер и демонтировать радиатор.

Нужно не запамятовать слить всю охлаждающую жидкость из системы. Все работы следует делать только после того, как остынет мотор. Можно получить тяжёлые ожоги лица и рук.

В большей части машин для слива охлаждающей воды в нижней части радиатора есть особое отверстие закрытое пробкой. Она откручивается и антифриз соединяется в подставленную ёмкость.

Когда жидкость слита, не следует забывать отсоединить шланги и крепления радиатора. Делать работу нужно пристально и осторожно, чтоб не разрушить монтажные элементы. Необходимо уяснить места соединения каждого шланга и патрубка. Отключается вентилятор, датчики и иная электронная проводка.

к меню ↑

6.6 Внутренняя чистка радиатора

Снутри радиатора за годы его использования появляется накипь. Их нужно удалить. Для чистки радиатора снутри можно использовать особое чистящее средство. Оно заливается вовнутрь радиатора и растворяет посторонние соединения.

Для удобства чистящее средство растворяется обозначенным в аннотации количеством воды. Раствор заливается вовнутрь радиатора. Через некое время она соединяется совместно с остатками растворённых в ней сторонних образований.

После хим чистки радиатор промывается обыкновенной водой под неплохим напором.

к меню ↑

6.7 Внешняя чистка радиатора

Для высококачественной пайки радиатора авто в домашних критериях необходимо выполнить его чистку снаружи. Употребляются особые чистящие вещества способные удалить масленые пятна, разливы антифриза и просто грязь. Брутальные хим вещества лучше не использовать, потому что существует риск повреждения радиатора.

При внешней очистке радиатора нужно фиксировать и отмечать места его повреждения. Это даст возможность выполнить ремонт очень отлично.

к меню ↑

6.8 Сушка радиатора

До пайки радиатора автомобиля в домашних критериях нужно его высушить и удалить всю воду. Он должен быть сухим и незапятнанным. Для ускорения процесса сушки можно пользоваться строительным феном.

Все места пайки нужно обезжирить и кропотливо очистить. Это залог удачного выполнения ремонтной операции. В ином случае фортуны просто не видать и время будет потрачено впустую.

к меню ↑

6.9 Другие способы ремонта

Когда-то протекающий авто радиатор чинили при помощи горчичного порошка, который засыпали вовнутрь. Горчицу с фуррором подменяет сырое куриное яичко. Сейчас в магазинах автозапчастей можно приобрести особый герметик в виде порошка либо воды. Это хим средство закупоривает маленькие трещинки изнутри радиатора. Горчицу с фуррором может поменять сырое куриное яичко.

Помогает и так именуемая прохладная сварка. Кусок этого вещества, состоящего из 2 компонент, разминают в руке до мягенького состояния и замазывают трещинку. После высыхания и затвердевания вещества можно навечно запамятовать о течи.

Можно пользоваться услугами сварщика, который работает аргонно-дуговой сваркой. Это будет стоить некой суммы средств, но не придется брать новый радиатор.

к меню ↑

6.10 Внутренний ремонт радиатора хим средством

Большая часть профессионалов не советуют прибегать к данному методу. Все же, когда необходимо срочно ехать, а антифриз течет по асфальту, выбора особо и не остается.

Кстати, способ сработает только с малозначительными трещинками. Если в радиаторе торчит камень, то все дела придется отменить.

Беря во внимание, что все хим средства работают по принципу издавна испытанного дедовского метода, то будет проще обратиться к первоисточнику.

Еще в русские времена, когда китайская хим индустрия не направляла внимания на задачи автовладельцев, приходил на помощь горчичный порошок. Он засыпается в горловину (при включенном движке). Потому что жидкость в радиаторе жгучая, он разбухает и заполняет трещинку. Если горчица не внушает доверия, в автомагазине можно приобрести особое для этих целей средство.

Именуются они по-разному: порошковый восстановитель, герметик для радиатора и т.п. Но, как уже говорилось, лучше использовать другие методы, так как, как и где осядет порошок точно не предсказать, а забить несколько трубок он может с легкостью.

к меню ↑

7 Чиним латунный

Пайка латунного радиатора осуществляется фактически так же, как и медного. Следует кропотливо зачистить и обезжирить место пайки. Прогревать его придется подольше, для этого комфортно использовать промышленный фен. Перед пайкой зону ремонта необходимо протравить паяльной кислотой, нанося ее узенькой кистью. Для работы с латунью рекомендован припой ПОС-40, владеющий большей температурой плавления.

к меню ↑

8 Как запаять пластик радиатора остывания авто

Пайка радиатора остывания мотора считается достаточно обычной задачей. Вобщем, с ней сумеет совладать далековато не каждый из-за недостающих познаний о том, как запаять радиатор автомобиля своими силами. Большая часть автолюбителей предпочитают отогнать свое авто на станцию технического обслуживания.

к меню ↑

8.1 Подготовка поверхности

До этого, чем заклеить пластик на радиаторе машины, пригодится провести всеполноценную подготовку поверхности к этому процессу. С этой целью нам будет нужно очистить ее от жира, пыли и грязищи. Немного смочите ветошь, и очень аккуратненько протрите участки пластика вокруг приобретенной трещинкы.

Для того, чтоб достигнуть более высококачественного эффекта, рекомендуется пользоваться спиртовым веществом

Принципиально, что при всем этом ни при каких обстоятельствах нельзя переусердствовать. Дело в том, что очень активное механическое воздействие на покоробленный участок либо чрезмерное надавливание на него при чистке чревато тем, что теплообменник повредится еще более

к меню ↑

8.2 Готовим клеящую смесь

Сейчас необходимо позаботиться о том, чем заклеить трещинку на радиаторе автомобиля. Так, займемся подготовкой клеящей консистенции. Если решено воспользоваться только специально созданным для таких целей клеем, то его внедрение будет очень обычным.

Маленькое количество клеящего вещества необходимо нанести конкретно на покоробленный участок. Когда на детали отсутствует определенный кусок корпуса либо нет зазора меж 2-мя половинками, которые образуются из-за трещинкы, то рекомендуется присыпать водянистую базу порошковым компонентом клея.

Так, если сама трещинка является очень глубочайшей либо отсутствует довольно большая часть корпуса, нужно делать склеивание в несколько шагов. Следует два либо трижды наносить клей на неисправный участок, дожидаясь пока любой из слоев фактически вполне высохнет. Когда образовавшуюся щель получится стопроцентно заполнить сухим градулянтом, рекомендуется его пропитать водянистым составом. Так вы можете быть стопроцентно уверенными в том, что он отлично закрепится на поверхности запчасти.

к меню ↑

8.3 Финишный шаг

Когда клей совсем застыл и все главные рабочие этапы завершены, необходимо произвести финишную обработку поверхности. Следует достигнуть того, чтоб образовавшийся шов стал осторожным и гладким. Для таких целей место спайки пригодится обработать тонкодисперсной наждачкой, а в эталоне – шлифовальной машинкой.

Таким макаром получится избавиться ото всех маленьких недочетов, которые не наилучшим образом воздействую на последующую эксплуатацию изделия. После того, как такая обработка будет произведена, установите теплообменник назад на его место.

к меню ↑

9 Проверка свойства работы

К этому шагу ремонта радиатора машины приступают после остывания детали. Для начала зрительно оценивают качество шва. Он не обязан иметь выступов либо пустот. Ровность поверхности свидетельствует о неплохом качестве работы. Для проверки элемента на наличие течи его погружают в емкость с водой, за ранее закрывая все отверстия, не считая 1-го. Через него подают воздух, если при всем этом не возникают пузырьки, течь устранена.

к меню ↑

10 Меры безопасности

Ремонтируя радиатор автомобиля, стоит быть очень усмотрительным и соблюдать определенные меры безопасности. Сам теплообменник в неотклонимом порядке должен быть отсоединен. Слейте всю жидкость в полном объеме.

Если ранее не имели опыта работы с паяльничком, лучше доверить данную задачку экспертам. При всем этом следует как минимум потренироваться на наименее принципиальных поверхностях и деталях авто.

В работе с прохладной сваркой либо клеем принципиально воспользоваться перчатками, чтоб не разрушить руки. К тому же, непременно ориентируйтесь на аннотации по применению клея. Так можно не только лишь достигнуть безупречного эффекта от ремонта, да и защитить руки от вредного воздействия клеящих составов.

к меню ↑

11 Что в конечном итоге?

Пайка дюралевого радиатора просит от мастера не только лишь ответственности и сноровки, да и определенных познаний, также серьезного следования технологии.